www.pugachev.kg

Информационный web-портал об альпинизме в Кыргызской Республике

shap
E-mail
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
Альпинизм
Автор: Денис Урубко, г.Алма-Ата   
07.01.2011 22:28

Пик Рождества Христова

Красота гор сравнима подчас с чем-то божественным. Иногда даже возвышенно прекрасным. Вершины гор аллегориями приравниваются к высшим деяниям человеческого духа - поэзии, любви. "На вершине чувств", "пик счастья", "вершина творчества" и тому подобные сравнения точно отражают наши переживания.
Поэтому обращаясь к Богу там, где человек оказывается оторванным от мирской суеты, вознесясь над грешной землей, часто люди чувствуют большее единение с миром, общность со всем сущим. Именно поэтому многие, вооружившись верой, дерзают найти пути к вершинам гор.

Не хочется говорить плохо о таких дерзаниях, но порою они оканчиваются трагически. Когда ничего не знающий об опасностях высокогорья человек отправляется на поиски смерти. Неподалеку от Алматы нередки случаи исчезновения всякого рода верующих, искавших приобщения с Великим, а годы спустя случайно находят их тела. Поэтому, право, лучше уж запастись меньшей верой в сердце, но большим знанием и альпинистским мастерством.
Сам я человек искренне неверующий. Даже не атеист, потому что это тоже своего рода вера. Просто во мне очень силен скепсис обо всем мистическом, и я всерьез полагаю, что дело религии - личный вопрос каждого. Хотя, красота гор и в моем понимании часто не находит лучшего эпитета, чем "божественная". Поэтому мне стало интересным совершить восхождение на пик Рождества Христова, куда вознамерился подняться священник Александр Зырянов.
Три года назад альпинистская экспедиция совершила восхождение на вершину Безбожник (4360 м), по инициативе отца Александра с благословения высокопреосвященнейшего Алексия архиепископа Астанайского и Алматинского переименовав ее. На вершине водрузили православный металлический крест, и прибили табличку "Пик Рождества Христова. Господи, помилуй нас. 2000 г.". Сие славное деяние во благо Православия прошло без лишней шумихи и помпы, но факт свершился.

На этот раз отец Александр вознамерился сам достичь вершины. Для этого он, надо отдать ему должное, неплохо подготовился и акклиматизировался. Следует так же отметить, что до принятия сана отец Александр не раз совершал сложные спортивные восхождения неподалеку от Алматы, поэтому обладал достаточной квалификацией. К тому же, для участия в этой мини-экспедиции он привлек несколько действующих спортсменов альпинистов. Я оказался в их числе.
С благословения митрополита Мефодия экспедиция началась.

Наша компания, возглавляемая Артемом Скопиным (КМС), спортсменом ЦСКА МО РК, семнадцатого октября на канатно-кресельной дороге поднялась к Талгарскому перевалу (3200 м), и перевалив его, уже в сумерках достигла стоянок "Альпийская роза". Несмотря на недавние снегопады в горах, долина реки Левый Талгар была чистой от снега. Лишь кое-где он переметал поляны сухой травы, однако лес был гол и пустынен. Верхушки елей задумчиво шумели на ветру, вторя говорливой реке.

Вторым священнослужителем с нами был игумен Владимир (Утегенов). От пестрой когорты любителей альпинизма был Володя Жуков, компьютерный ас Казахтелекома. Присутствовали несколько молодых альпинистов из ЦСКА и Службы Спасения г.Алматы (051) - через спас-службу осуществлялась и связь с городом. В общем, компания подобралась самая разношерстная.

Покинув наши палатки рано утром, мы переправились через реку, и совершили разведку вверх по ущелью ледника Стальского. От верхней границы леса пришлось пробивать тропу в снегу, и на развалах морен было множество мест, где его глубина достигала метра. Гора стояла перед нами мрачной башней. Видно, не зря альпинисты дали ей имя "безбожник". Я прямо физически ощущал всю глубину высокомерия, которой обдавала нас реальность. Здесь у основания вершины мы оставили часть снаряжения и продуктов для следующего выхода.
А на поляне Базового лагеря, куда мы спустились уже в сумерках, было все так же уютно и тепло. Под ветвями елок царила тьма, и глубина неба, куда взметались искры костра, манила душу в бесконечность. Спать я ложился прямо на улице, под елкой, и долго глядел в марево млечного пути.

Осенняя ночь длинна. Поэтому собирались мы еще в кромешной тьме. И едва-едва восток прорезала дымка света, команда двинулась в путь. Пушистый ельник печально помахал нам лапами деревьев, а впереди привычно вставали на пути гребни морен. Идти по проложенной тропе было одно удовольствие. Тем более, что мир вокруг был чист, сияя утренней свежестью по граням гор. На западе вершины наливались багряными красками, и в этом оторванном от цивилизованного мира месте все напоминало дни сотворения мира.

"Да будет свет", - молвил Творец. Кулуар, по которому наша группа поднялась на плечо вершины, был забит снегом по пояс. А ближе к верху пришлось пробивать траншею почти в рост человека. Так что работенка нам досталась не из легких. Из всей компании лишь Артем был на вершине, поэтому выступал гидом, указывая путь в хитросплетении скал. Отец Александр, очевидно вспомнив лихую горовосходительскую юность, напористо орудовал лыжными палками и поспевал за всеми. Попутно даже успел провести среди нас агитацию во славу Божию.

Основные трудности, которые ожидались на маршруте, оказались прикрыты хорошим крепким слоем снега, по которому мы прошли одновременно. Летом и зимой здесь, очевидно, находится ледовый склон приличной крутизны. Однако, в межсезонье путь здесь был безопасным и простым. Даже несколько обидно. Словно некто приготовил нам удобную дорогу. А мы же альпинисты. И подавай нам всякие сложности!-

Скальный гребень перед вершиной мы прошли одновременно, и все вместе восемь человек достигли креста, который устанавливала команда три года назад. Крест смотрелся и вправду гордо, отрешенной идеей словно плывя в безоблачном небе. Куда ни кинь взор - громоздились хрустальные пики. И в этой прозрачности мира мы были "на вершине" своего пути. Даже хотелось петь, что впрочем отец Александр и сделал. Троекратно перекрестившись, он торжественно приложился губами к кресту. Тропарь и кондак - теперь знаю, как это называется - звучали из его уст на вершине пика Рождества. Признаюсь честно, я, хоть и неверующий человек, но тоже был тронут красотой момента.

Сфотографировавшись у памятной таблицы с надписью, мы начали спуск. Побыв немного ближе к Богу - опять на грешную землю. А я напоследок еще раз оглядел мир, залитый солнечным светом, и заметил огромного орла, парившего кругами на нашей высоте. Его грациозный полет был полон силы. Жаль, что мне не под силу жить здесь подобно ему, среди заоблачного мира. Уже на морене после спуска с горы мы повстречали отца Владимира, который весь день прождал нас внизу. Его радость была полной. Может быть, когда-нибудь эта радость поможет и другим людям увидеть частичку красоты горного неба.

Долгий спуск был вознагражден горячим чаем в Базовом Лагере. Усталые, мы попадали в спальные мешки с осознанием выполненной задачи. Что ни говори, а это восхождение осталось в памяти как интересное и гармоничное мероприятие. Все были довольны. Обратный путь через перевал был уже не в тягость. Канатно-кресельная дорога работала, подвозя наверх желающих хлебнуть горного воздуха. И кто-то из работников Шимбулака даже прокатился на лыжах. Сезон открыт?

Приятным моментом этого восхождения для меня явилось новизна, ибо до сих пор я не совершал восхождений в ущелье Левого Талгара. Кроме того, самые разные люди, что оказались в этой экспедиции, смогли хорошо провести время в преддверии наступающей зимы. Так же приятно было, хоть и косвенно, в меру своих сил послужить нашей культуре. Ибо Православие является огромным пластом в мировоззрении и культуре народа. И да простит меня Всевышний за суету и гордыню, но мне приятно было оказаться на вершине пика Рождества в тот красивый осенний день.

Удачи всем!
Митрополит Мефодий


21 октября 2003 г. Денис Урубко

 
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.